Мастер-класс от Медиаплатформы

26 Июн , 2018  

Слава «Копейского рабочего» добралась и до Смоленска! 23 июня в Смоленском центре развития журналистики прошёл мастер-класс от известного журналиста и директора издательского дома «Губерния» из Челябинска Сергея Филичкина.

Темой встречи стали «Современные кросс-платформенные коммуникации». Журналисты и блогеры из Смоленска, Витебска и Орши познакомились с новыми формами работы масс-медиа в комфортной обстановке офиса Смоленского центра развития журналистики.

Суть современных кросс-коммуникаций

Гость из Челябинска рассказал, что кросс-платформенные коммуникации имеют мало отношения к журналистике:

«Это скорее медиа-бизнес. Но они позволяют менять поведение людей в интересах спонсоров»

– Рекламодатель хочет, чтобы аудитория пошла и что-то сделала? Нет проблем! Сейчас нет нужды продавать квадратные сантиметры рекламы или развороты газеты. Лучше продавать решения конкретных задач своих спонсоров. Для решения проблем рекламодателя не обязательно продавать ему рекламу или статьи. Можно просто выявить его потребности в ходе беседы или провести круглый стол с нужными людьми.

– Во втором десятилетии XXI века уже не читают газет или статей в интернете, не слушают радио и не смотрят телевизор. Что же тогда делают люди? Они потребляют контент! А полученная информация вызывает изменения в поведении людей. В этом и заключается основная суть кросс-платформенных коммуникаций.

Негативные тенденции в журналистике в последние 10 – 15 лет:

  • Люди отказываются платить за контент;
  • СМИ давно лишились монополии на производство и распространение массовой информации;
  • СМИ лишились доверия людей;
  • Переизбыток контента и информации;
  • Появление контент-производящих и контент-распространяющих организаций.

Мультиплатформенный мир современных медиа:

  • Офф-лайн медиа;
  • Он-лайн медиа;
  • Социальные сети;
  • Мессенджеры и рассылки.

Реальность современной журналистики такова, что обычно первая версия заметки о происшествии появляется в интернете через 15 минут после события. Через 1 – 2 часа редактор исправляет ошибки, возможно, появляются новые фото. К концу дня на сайте размещается полноценный материал с комментариями экспертов, участников. А вот в печатную версию газеты пойдёт совсем другой материал, в стиле классической журналистики.

Лайфхаки от Сергея Филичкина

  • Социальные сети – отдельная ниша у современных средств массовой информации. Ими нужно заниматься серьёзно и глубоко. Материалы и посты для газеты, сайта и социальных сетей должны быть разными. Также очень правильно будет делать оригинальные материалы для каждой из соцсетей, ввиду наличия у каждой из них собственной аудитории.
  • Рассылки помогают вести кросс-платформенные коммуникации современным журналистам. Также они могут помочь вернуть утерянных рекламодателей. Любому издательству вполне под силу собрать все телефоны и адреса электронной почты своих читателей, партнёров и рекламодателей. А потом создать E-mail рассылку а-ля «Лучшие материалы недели». Можно сделать отдельные уникальные рассылки для разных категорий людей.
  • Советские бренды газет и изданий типа «Н-ский рабочий» или «Вечерний город» совсем не нужно отменять. Читатели любят простые и понятные названия. «Сверхсовременные» и длинные, малопонятные названия могут отвергнуть аудиторию. Кроме того, не следует отказываться от наработок и привычек людей, которые создавались десятилетиями. В истории современной российской журналистики нередки случаи, когда после неудачного ребрендинга «советского названия» издания быстро закрывались.
  • Каждые два года объём информации увеличивается в два раза. Нужно успевать за этим процессом, находить новые технологии, которые позволяют работать быстрее.
  • Избегайте лишних споров «о философии и миссии» настоящих СМИ. Идите туда, где есть аудитория! Работайте с новыми коммуникационными технологиями и собирайте рекламные бюджеты.
  • Мы больше не продвигает сайт целиком, а только отдельные публикации.
  • Мы разрешаем использовать наши тексты, фото и видео бесплатно. В отчёте рекламодателю скопированные рекламные статьи будут значиться как «бонус».
  • Современные СМИ НЕ должны быть похожи на привычные СМИ. Нужно отходить от шаблонов в журналистике!

Концепции современной журналистики:

  • Offline only. Работа СМИ только в оффлайне, без использования интернета. Практически не используется.
  • Offline + Online. Работа печатной версии издания и сайта в равной степени. Одна из самых популярных на этот день.
  • Online First. Сначала онлайн! Концепция, когда интернет является первичным в работе СМИ. Наблюдается тенденция переходу к ней большинства журналистов и СМИ.
  • Online only. Только онлайн. Является прогрессивной концепцией. На неё перешли многие западные СМИ и часть российских.

Правила создания информационных волн

Популярных и современным методом привлечения и удержания аудитории является создания информационных волн, которые состоят из нескольких статей, постов, видеозаписей.

  • Месседж. Волна должна иметь конкретный смысл и развитие. Например, судьба потерянного хомячка.
  • Дата и время. Лучше начинать их в рабочие дни в первой половине дня.
  • Коммуникации. Должна быть возможность обратной связи. Например: хомячка могут найти его хозяева.
  • Формирование сюжета и его развитие: хомячок ждёт хозяина.
  • Перезагрузка сюжета. Основные действия могут принять неожиданный поворот: «Хомячок нашёл нового хозяина!».

Экспертное сопровождение информационных волн. Для создания и поддержки лучше использовать людей, разбирающихся в данной теме. Это могут быть:

  • эксперты-добровольцы, желающие пропиарить себя;
  • эксперты-наёмники, работающие за вознаграждение;
  • эксперты-партнёры СМИ. Друзья любого СМИ будут рады подобного рода «рекламе»;
  • журналисты других изданий, блогеры.

«Голос народа» в XXI веке

Люди давно не пишут писем в редакции газет и не верят, что можно дозвониться на прямую линию с президентом. Как же привлечь людей в такой ситуации? Это легко сделать, если писать материалы о людях, вставлять в публикации их «живые» комментарии, публиковать реальные вопросы людей. Представляете лицо человека, который реально дозвонился по «Горячей линии» какого-то мероприятия и задал животрепещущий для него вопрос и на него ответили в прямом эфире?

Схема работы журналиста во время интервью или пресс-конференции:

  1. Онлайн-трансляция в социальных сетях
  2. Текст в мессенджерах и на сайте.
  3. В течение суток пишется полноценное интервью для сайта
  4. Фото и видео с интервью распространяются по всем СМИ.
  5. Редакция издания оценивает успешность публикаций интервью во всех каналах и адаптирует версию для газетной версии.

О монетизации

Директора издательского дома «Губерния» признался, что теперь им приходится платить за то, чтобы их читали. Это происходит не напрямую, а в связи с растратами при работе с такими каналами как:

  • Яндекс: Новости, Дзен;
  • Google, YouTube;
  • Facebook, Instagram;
  • OK.ru, VK.ru;
  • Мессенджеры.

Трансляции в соцсетях

Прямые трансляции в социальных сетях крайне важны! Основные причины их важности и успешности:

  • Огромный моментальный охват аудитории;
  • Возможность перепостов. Даже репосты сотрудников издания будут иметь смысл;
  • Лёгкая обратная связь с аудиторией;
  • Сохранение в сети записи трансляции;
  • Самый высокий уровень доверия и аудитории;
  • Доступность аудитории, техническая простота. Смартфоны большинства людей позволяют смотреть онлайн трансляцию;
  • Возможность собрать все не вошедшие в эфир вопросы для обработки.

Истинная история успеха газеты «Копейский рабочий»

Как известно, с 2011 года звёзды мировой величины стали фотографироваться с номерами копейской районной газеты «Копейский рабочий». Первые два года эти фотографии никто не принимал всерьёз, думая, что это фотомонтаж.

Сергей Филичкин как-то приехал в редакцию этой газеты, которая входит в его издательский дом и увидел висящие на стенах портреты голливудских звёзд с газетой «Копейский рабочий». Учредители решил использовать подарок судьбы для привлечения внимания к своему изданию.

Копейск является городом-спутником Челябинска. В СССР там существовало несколько крупных шахт, которые обеспечивали работой 150-ти тысячный город. После 1991 года ситуация резко изменилась к худшему и из города стали массово уезжать жители.

Одним из эмигрантов стала красивая девушка Маргарита Сушкевич, которая переехала в Лос-Анжелес. Там она вышла замуж заамериканского продюсера Джека Дьюсбери. В виду своего социального статуса женщина общается с большим количеством звёзд первой величины.

Маргарите пришла в голову замечательная идея помочь своему родному городу таким оригинальным способом. При этом она не даёт интервью и действует абсолютно бескорыстно. С каждым годом количество фотографий звёзд с газетой «Копейский рабочий» только увеличивается. Редакция газеты только и успевает отправлять посылки с новыми номерами газет и подарками для Маргариты за океан. Часто очередные порции снимков приурочены к отечественным праздникам: Новый год, 23 февраля, 8 марта, 9 мая. Искренне надеемся, что голливудским звёздам понравился новый дизайн Копейского рабочего».

Мастер-класс Сергея Филичкина в городе Смоленске был проведен автономной некоммерческой организацией «Смоленский центр развития журналистики». Мероприятие стало одним из событий большого проекта по созданию приграничного медаклуба «Медиаплатформа», объединяющего журналистов и блогеров из Смоленской и Витебской областей. Программа реализуется при поддержке Фонда президентских грантов.

Текст: Артём Гросс


# # # # #