Александр Анисимов: «Музыка — это родник, источник, который питает душу человека»

30 мая , 2017  

26 мая на сцене Смоленского государственного драматического театра им. А.С. Грибоедова состоялось открытие 60-го Всероссийского музыкального фестиваля имени М.И. Глинки.

Открыл фестиваль Государственный академический симфонический оркестр Республики Беларусь во главе с главным дирижером оркестра Алексеем Анисимовым.

Государственный академический симфонический оркестр Республики Беларусь, один из старейших коллективов бывшего Советского Союза, был основан 90 лет назад, в апреле 1927 года. С сентября 2001 года художественным руководителем и главным дирижёром оркестра является Александр Анисимов. Под его руководством оркестр стал ведущим музыкальным коллективом страны. В его исполнении звучат произведения белорусских композиторов, современная и классическая музыка мирового симфонического и оперного репертуара.

Всемирно известный дирижёр, народный артист Республики Беларусь, заслуженный деятель искусств России, лауреат Государственной премии Республики Беларусь и российской национальной театральной премии «Золотая Маска», кавалер Ордена Франциска Скорины рассказал порталу Rus-Bel.Online о различиях публики, великих композиторах и впечатлениях от Смоленска.

Алексей Михайлович, сегодня Вы исполнили произведения Михаила Ивановича Глинки и Николая Андреевича Римского-Корсакова. Как творчество этих российских композиторов повлияло на Вас?

Эта музыка с детства со мной. В хоровом училище, в котором я учился, мы, в основном, пели русскую музыку. А Глинка, как вы знаете, написал много красивых церковных произведений. Потом, когда я стал студентом Ленинградской консерватории, мой педагог Елизавета Петровна Кудрявцева продолжила обучение русской классике. Мы учились на произведениях «Иван Сусанин», «Руслан и Людмила». Дирижировали большими полотнами, во всяком случае, пролог Сусанина в классе был обязателен.

Я стараюсь как можно чаще делать то, что, к сожалению, становится «не модным». Исполнять русскую музыку сейчас не каждый отваживается.

Сегодняшняя программа для меня одна из самых красивых. Сочетание романтики поэзии музыки Глинки с медленной красивой музыкой Римского-Корсакова говорит о преемственности этих двух композиторов. Играть такое для оркестра очень непросто. На самом деле это такой родник, источник, который питает душу человека.

Расскажите, пожалуйста, как Ваш жизненный путь привёл Вас в Беларусь?

Тут сюжет закрученный. Я работал в Молиготе, так он назывался тогда, теперь — Михайловский театр. Молодой, задорный дирижер с амбициями, с желанием вырваться из оков очередного наставника, взяться за свое дело. Начал интересоваться, что где происходит. Оказалось, в Минске проходит всесоюзный фестиваль музыкальных театров.

Мне довелось дирижировать на нем «Дон Жуана» Моцарта с очень хорошими певцами. И вы знаете, там не было состязания, как на «Золотой маске», например, но негласно выступления все же оценивались. Мой спектакль получился каким-то самым запоминающимся.

После фестиваля я вернулся домой, а через полгода меня приглашают главным дирижером Минского театра. В то время я был молод и неопытен, со мной работали мэтры, народные артисты. Но когда я становился за пульт, будем говорить нескромно, все понимали, что это не случайность.

А потом судьба перевела меня в филармонию, где я уже 13 лет работаю с этим оркестром и не жалею об этом. Но опера, балет и театр — моя страсть и осталась при мне. Я в Самаре руковожу оперным театром, также я — главный дирижер Самарской оперы.

В Вашем творчестве особенное место занимает музыка Рихарда Вагнера. Чем именно он привлёк Вас?

Это связано с моим хоровым воспитанием, потому что мы пели «Лоэнгрин». Тут еще воля случая, потому что продирижировать все «Кольцо Нибелунгов» не все могут, мне довелось это сделать по инициативе ирландского оркестра, они пригласили меня на исполнение этого цикла. С этого времени Рихард Вагнер стал одним из самых любимых композиторов. Я даже стал президентом Вагнеровского общества. В общем, мне это удается, я это люблю.

Чем, по Вашим впечатлениям, отличаются между собой российская, белорусская и ирландская публика?

В основном, публика не может отличаться, если хорошее исполнение — она горячо принимает везде. Другое дело, что в некоторых случаях люди «вяловаты». В Беларуси наши выступления всегда заканчиваются аплодисментами стоя. Да и московская публика тоже тепло нас принимает. Время стремительно меняется, и публику нужно вновь завоевывать и заинтересовывать. Мне нравится смоленская публика, симпатичная очень. Здесь народ грамотный.

Есть ли сейчас в Беларуси молодые перспективные композиторы?

В Беларуси есть кафедра композиции, с очень хорошими композиторами, у которых учатся одни девочки. Это не плохо, есть примеры гениальных женщин — композиторов. Но 10 девочек, сами понимаете, это что-то невероятное. Ещё проблема заключается в том, что пробиться на сцену и что-то исполнить — очень трудно, почти невозможно.

Каковы Ваши впечатления от Смоленска?

Города не видел. Ехал мимо Успенского собора и только облизнулся, какой красивый. После выступления сразу домой. Однозначно, приеду не дирижировать, а погулять по вашему замечательному городу.

 


Просмотров: 85

# # # # # # # # # #