Базарное послевкусие

20 Июл , 2017  

Говорят, Витебск живет от «базара» до «базара». И имеется ввиду не какая-то ярмарка, а брендовое мероприятие — международный фестиваль искусств «Славянский базар в Витебске», который традиционно проходит в июле. Но, если разобраться, большая часть зрителей и гостей — а это десятки тысяч человек — приезжают на форум не ради искусства. Это лишь повод для встречи друзей и родственников, отдыха компаний. Ведь фестиваль — это не только концерты, но и еще и народные гуляния, торговля, многочисленные кафешки и уличные развлечения.

И вот, когда июль, наконец-то, наступил не только в календаре, праздник подошел к концу. Концертные площадки затихли, торговля свернулась, толпы людей схлынули с улиц. Время подвести итоги: что впечатлило в хорошем, а может, и не очень смысле; какие сюрпризы преподнес «базар»?

Фестиваль в цифрах

XXVI Международный фестиваль искусств «Славянский базар в Витебске» собрал 36 стран-участниц. Столько же флагов реяло рядом с флагом фестиваля возле главной концертной площадки — Летнего амфитеатра.

Рядом на Площади звезд была открыта 13-я по счету звезда — Тамары Гвердцители. Именно она стала в этом году лауреатом специальной награды Президента Республики Беларусь «Через искусство — к миру и взаимопониманию». Свою награду Тамара Гвердцители получила лично из рук Президента Беларуси Александра Лукашенко на торжественном открытии фестиваля.

А ее именная плита получила звездную прописку рядом с именами композитора Андрея Петрова, Эдиты Пьехи, Льва Лещенко, Аллы Пугачевой, Софии Ротару, Александры Пахмутовой, Валерия Леонтьева, «Песняров», Игоря Лученка, Надежды Бабкиной, Полада Бюльбюль оглы, Национального академического концертного оркестра Беларуси под управлением Михаила Финберга.

На форум было аккредитовано около 5 тыс. участников, работала армия из почти 400 сотрудников различных СМИ, в том числе почти сотни зарубежных.

Фестивальная программа насчитывала около 130 мероприятий и проектов на больших и малых площадках.

Торговые ряды и подворья, где можно было и прикупить сувениров, товары белорусского производства, и угоститься выпечкой, шашлыками и прочими вкусностями, протянулись более чем на 10 км. Центральную часть города заняли 20 подворий, которые предоставили более 3 тыс. посадочных мест.

Ради чего все затевалось

Многие уже стали забывать, что изначально фестиваль формировался вокруг конкурса молодых исполнителей (сейчас — конкурс исполнителей эстрадной песни), призванного открывать новые имена. В разные годы его победителями становились такие известные ныне артисты, как Таисия Повалий, Руслана, Петр Елфимов, Филипп Жмахер (кстати, в этом году он был в составе жюри конкруса — это частая практика), а также восходящая звезда Азии — Димаш Кудайберген из Казахстана.

Этот обладатель Гран-при 2015 года, который покорил и витебскую публику, и судий феноменальным вокалом, в этом году снова приехал в Витебск, чтобы исполнить всего одну песню в концерте закрытия форума. И тем не менее, чтобы увидеть своего кумира, его фанаты приехали в Витебск даже из Казахстана, Китая и Франции. Дело в том, что после победы на «Славянском базаре в Витебске» его карьера пошла на взлет. В начале этого года он принял участие в китайском проекте «I’m a Singer» (аналог «Голоса»), где занял второе место. Выиграл престижную премию Top Chinese Music Awards в номинации «Самый популярный певец в Азии». Его выступления с помощью YouTube посмотрели миллионы людей во всем мире. У него есть официальные фан-клубы не просто в разных странах — на разных континентах.

Сейчас 22-летний парень много гастролирует. Недавно в Астане с аншлагом прошел концерт Димаша, который собрал 30 тыс. зрителей. Он записал саундтрек к китайской версии голливудского фильма «Могучие рейнджеры» и саундтрек к китайскому фильму «Battle of memories». Номинирован и скорее всего получит премию MTV Music Awards Asia как «Самый популярный зарубежный певец Азии».

Это все к чему… Вопреки всему, конкурс «Славянского базара» пока что остается значимой ступенькой для многих молодых исполнителей. Поэтому интерес к нему не угасает, а география участников расширяется.

Трудно сказать, есть ли там за кулисами какие интриги и обиды, но у рядовых зрителей, журналистов и даже музыкальных критиков выбор жюри порой вызывает удивление. В этом году был 21 конкурсант, все яркие и талантливые. Но репертуар и аранжировка подпортили впечатление о многих из них. Однако, вопрос к дирекции форума, кто и как отбирает участников и композиции, остался без ответа. Отсутствие четкого подхода усложняет задачу международного жюри, ведь у каждого из 8 его членов свое мнение. Разногласия привели к тому, что в этом году Гран-при так и не было присуждено. Два конкурсанта — украинец Влад Сытник и белорус Егор Шаранков набрали равное количество баллов. Но Владу дали первую премию, а Егору — вторую. Украинец и правда оказался хорош и был в записных любимчиках публики наравне с конкурсанткой из Сербии Невеной Божович (божественный голос и внешность Дженнифер Энистон), а также болгарином Николой Чочевым. Победитель — 26-летний уроженец Луганска, ныне живущий в Киеве, — имеет за плечами премии на 20 национальных и международных конкурсах и неофициальный титул «золотой голос страны». Но как сложится его будущее после «Славянского базара», выстрелит ли он, как это получилось у Димаша, покажет время.

Да, кстати, еще до официального открытия фестиваля прошел и XV Международный детский музыкальный конкурс. Тут обошлось без сюрпризов: победила — и совершенно заслуженно — белоруска Мария Магильная. За что надо сказать отдельное спасибо тем, кто подбирал ей репертуар.

Пипл слушает

Едва первые билеты на программы в Летнем амфитеатре поступили в продажу, а это было уже в феврале, стало понятно, чего хочет зритель. Зритель хочет Стаса Михайлова, Григория Лепса, Валерия Меладзе, «Руки вверх» и шансон. Именно эти сольники, камбэк группы моей юности и проект «Шансон ТВ» стали лидерами продаж и в итоге вылились в полные аншлаги — в Летнем амфитеатре толпы аккредитованных (аккредитация позволяет посещать мероприятия фестиваля без билетов) стояли в проходах между зрительскими рядами, также забитыми до отказа.

Да простят меня поклонники всех остальных артистов, однако, концерт Меладзе был лучшим в плане энергетики, качества, содержания музыки и эстетики. Нестареющему Валерию удалось взять в плен самых разных зрителей своим профессионализмом и галантностью. В отличие от других программ его песни любят и совсем юные, и уже бабушки и дедушки. Соглашусь с подслушанной репликой одной из зрительниц: «Я так его люблю! Не понимаю, как может нравиться кто-то другой, когда есть Меладзе?!»

Артист тепло общался с публикой, принимая букеты, дарил поклонницам поцелуи, отчего некоторые, растерявшись на секунды, даже забывали, зачем вышли на сцену. Еще Валерию пришлось устраивать голосование и по реакции зала выбирать репертуар. Двухчасовой концерт пролетел буквально на одном дыхании.

Впрочем, под занавес, по фестивальной традиции, состоялся еще рок-концерт. Это первый приезд группы «Сплин» в Витебск — и накануне в воздухе ощущалась жажда всех, причастных к форуму, с помощью питерских рокеров уйти, наконец, в отрыв.

Не сказать, чтобы концерты открытия и закрытия и другие проекты были хуже. Просто не запомнились. Хотя конфуз, произошедший с платьем Славы на концерте, который смотрели из зала сразу два президента — Беларуси и Молдовы — конечно, не остался не замеченным. Певица наступила на подол, и бретелька оборвалась, впрочем, не сильно приоткрыв нижнее белье. Забавнее было слушать маты певицы за кулисами.

Всего же сцена амфитеатра в этом году выдержала 18 программ (включая «Сплин») — рекордное количество.

Рекорды и антирекорды фестиваля

С прошлого года появилась у «базара» традиция — ставить рекорды фестиваля. С кем соревнуются, правда, не совсем понятно. Но то, как в прошлом году во время стихомарафона «1000 стихов о Витебске» люди с утра до вечера в режиме нон-стоп читали чужие и авторские произведения, впечатлило.

В этом году рекорды поскромнее, но тоже занятные и душевные.

Во-первых, гигантская, почти 6-метровая деревянная ложка. Ее за три дня изготовили из осины мастер художественной обработки дерева из горпоселка Руба под Витебском Михаил Зеньков и скульптор, постоянный участник знаменитого фестиваля «Казюкас» Виргилиюс Вайчунас. Вес присутствующие на презентации мужчины попробовали хотя бы ощутить: около 10 человек смогли лишь слегка приподнять ложку. Как много еды в нее поместится, не измеряли. Но по следам пяток внутри лопасти было понятно, что сесть в ложку и сфотографироваться многие считают хорошей идеей.

Второй рекорд стал итогом проекта фотоспринт «10х100 кадров». Идея заключалась в том, что 10 фотографов в день открытия форума искусств работали на всех площадках, мероприятиях, а затем из получившихся снимков за ночь отобрали и обработали по 100 фотографий. Которые затем распечатали и презентовали городу в формате фотосушки: каждый человек мог взять на память любую понравившуюся фотографию.

Антирекорды, конечно, неофициальные и не слишком комплементарные по отношению ко всей фестивальной публике и ее вкусу. Нет, вкусно поесть как раз народ готов всегда и везде и даже почему-то согласен платить втридорога за какой-то драник. Зато купить действительно стоящие оригинальные изделия — керамику, тканые рушники, плетеные хлебницы, резные панно и прочую красоту — у мастеров-ремесленников толщина кошелька вдруг не позволяет. Как итог, большинство домов ремесел, народных мастеров и простых ремесленников (которые приехали за свой счет, платили за участие в ярмарке, за камеру хранения и несли прочие убытки) сработали в ноль. Все продажи — у коммерсантов, которые привезли недорогую штампованную бижутерию, сувениры и прочие «пылесборники».

Еще один антирекорд пока в процессе — и это гневные статьи и комментарии в адрес организаторов от недовольной прессы. В этом году дирекция запретила СМИ работать за кулисами (хотя особо избранным — по какому принципу, опять-таки загадка — вход был открыт). Помимо того, что многие лишились эксклюзива, журналисты вместе с операторами были вынуждены проходить общий контроль вместе со зрителями, теряя много драгоценного времени. И ловили артистов в городе на удачу, спрашивая банальности: что купили, где побывали. Ну кому, скажите, интересно, что Варвара любит белорусскую сгущенку, а Зара прикупила два антикварных кресла?

Об ограничениях для СМИ первым заговорил еще на пресс-конференции к открытию форума известный российский музыкальный критик и журналист Сергей Соседов. Он же вспомнил и о первом директоре «Славянского базара» Родионе Бассе. Этот заслуженный человек сейчас серьезно болен, но нынешнее руководство не только замалчивает этот факт, но и никак особо не помогает. Статья об этом уже собрала около 20 тыс. просмотров — гораздо больше, чем все сюжеты о стареющих «звездах» фестиваля.

И напоследок, о погоде: к антирекордам можно отнести безобразно малое количество съеденного мороженого — уж слишком холодно и дождливо было в этом году на фестивале.

Без билета

Как это ни странно, но порой на фестивале, чем меньше заплатишь, тем больше кайфа получишь. Потому что настоящий праздник — не в концертных залах, а на улицах. Ради этого уже третий год подряд затевается фэст внутри фестиваля — «На семи ветрах».

7 площадок в центре города. Каждый день (в зависимости от погоды) известные и малознакомые, местные и приезжие коллективы перформеров, театры, музыканты, художники, школы танцев, клоуны и мимы, бронзовые статуи и прочая и прочая радовали народ.

Летишь по делам по улице — а тебя ловит разрисованная милаха в пижаме и засыпает у тебя на плече. Или подхватывает усатый парень из школы «Стиляги-хоп» — и давай в пляс! Или, как бальзам на уши, льется, словно из латиноамериканских джунглей, почти магическая, медитативная мелодия. Идешь на звук — а это добрый друг Витебска, музыкант-путешественник Мило Корайя (Milho Khorhaya) из Боливии приехал. В традиционном индейском одеянии и ярком украшении из перьев на голове, с целым арсеналом национальных инструментов. От всего этого сразу все дела забываются, чувствуешь себя частью целого, общего, большого счастья.

Отдельно хочется отметить, что впервые собственное супер-шоу на «Славянском базаре» устроила Госавтоинспекция. Интерактивная площадка — автогородок — работала на площади Победы целый день. И толпы детей выстроились в очереди, чтобы сдать на символические права. Четыре этапа испытаний включали (в соответствии с возрастом): контроль знаний ПДД на компьютере; симулятор дорожной ситуации с использованием роботов; рисование дорожных знаков 3D-ручкой; проезд по трассе на электромобиле и фигурное вождение велосипеда. За прохождение каждого этапа ребенка ждал небольшой приз, но самым заветным становилось получение прав — с фотографией, ламинированных, с торжественным вручением из рук милиционера.

Приучали к безопасному поведению на дороге и разные аттракционы-симуляторы: «Автомобиль-перевертыш» (оказавшись внутри, человек может ощутить, каково это быть пристегнутым ремнем безопасности, когда машина вращается вокруг своей оси), «Пьяные очки» и «Пьяный руль». Для развлечения посетителей работали фотозоны, выставка милицейских и ретроавтомобилей, вооружения, были концерты и показательные выступления спецподразделений. Увидеть полицейский разворот, вождение мотоцикла стоя без рук и прочие фигуры высшего пилотажа — не каждый день такое возможно!

Были и прекрасные выставочные программы, но они слишком уникальны, чтобы говорить вскользь. Поэтому подведем черту. Столь масштабные фестивали, как «Славянский базар» ориентируются на интересы масс. И чем выше индивидуальная культура и соответственно запросы каждого человека внутри этой массы, тем выше будет и качество форума. Давайте тянуться к прекрасному, быть добрее друг к другу, вне зависимости от национальности, достатка и степени известности. Селфи со звездой прибавит вам только лайков в соцсетях, но вряд ли баллов к карме, в отличие от приветливых улыбок и общения даже с незнакомцами, как со своими друзьями. Таким должен быть настоящий «Славянский базар».

Катерина Василькова

Фото: Олег Климович

# # # # #