В Приграничье набирают популярность родовые поместья

18 Сен , 2017  

Белорусское правительство задумалось о разработке специализированного законопроекта в поддержку таких поселений.

Ритм жизни в крупных городах, ухудшение экологии, постоянные финансовые обязательства зачастую превращают человека разумного в человека уставшего. И все чаще взоры клерков обращаются в сторону деревни.

Процесс обратного переселения людей из городов в села, прямо противоположный урбанизации, как явление пока не имеет масштабного характера, но стремительно набирает обороты. И если раньше встречались разрозненные случаи дауншифтинга – отшельничества и полного отказа от благ цивилизации, то сегодня можно говорить о более массовой тенденции.

Из города в деревню

Наиболее распространенный на сегодняшний день способ, который выбирают люди для жизни подальше от суеты – переезд в пригород. Коттеджные поселки растут вокруг крупных населенных пунктов как грибы после дождя. С одной стороны, такие районы, состоящие из частных домов, дают некоторое ощущение возвращения на лоно природы, при этом вся привычная инфраструктура сохраняется. Сегодня здесь возможно обустройство всех присущих городской квартире удобств, при этом нет проблем с парковками или шумными соседями, хозяин вправе самостоятельно регулировать отопительный сезон и даже выращивать какие-то фрукты и овощи рядом с домом. Из минусов – такой переезд удовольствие очень дорогостоящее, которое может позволить себе далеко не каждый. С поступательным увеличением спроса цена на землю в пригороде, несмотря на финансовые кризисы, только растет.

Поэтому другая часть населения, не имеющая таких средств или же принципиально не желающая селиться в малоэтажном подобии города, выбирает переезд в деревни подальше. Здесь можно найти довольно дешевые предложения, все зависит от наличия инфраструктуры (газ, электричество, дорога), размера участка, дома, имеющихся рядом построек. В соцсетях все большее количество подписчиков набирают тематические группы: «Из города в деревню», «Освоение заброшенных деревень».

Родовое поселение – симбиоз старинных укладов и новых реалий

Но наиболее заметная для всего общества тенденция, особенно ярко проявившаяся в последнее десятилетие – появление родовых поселений. Чем такой населенный пункт принципиально отличается от обычных села или деревни? Родовое поселение — это совокупность родовых поместий и живущих на них семей, огранизованное общим укладом жизни и единым стремлением не навредить окружающей среде, не использовать ее, а жить с ней в согласии. И это понятие много шире, чем модная нынче приставка «эко».

Второе по величине родовое поселение в Беларуси расположено в Витебской области и называется оно «Звон-Гора». У поселения, которому, кстати, уже 12 лет, есть свой устав. В нем, например, указано, что в сельском хозяйстве не допускается применение ядохимикатов и минеральных удобрений, складирование, захоронение или уничтожение отходов. А пищу лучше употреблять растительную, по возможности отказавшись от мясных блюд. Животных — не мучить, алкоголь не пить, табак не курить, наркотики не принимать. За землей –ухаживать и соблюдать порядок.

Органом коллективного решения существенных вопросов поселения здесь является Вече – собрание представителей родовых поместий. Для решения вопроса о вступлении в поселение родовых поместий «Звон-Гора» лицу в обязательном порядке по решению Вече предлагается испытательный срок не менее трех месяцев и не более года. За это время человек привыкает к новому образу жизни, налаживает общение с жителями, определяет для себя возможности.

Для выхода из родового поселения человек должен уведомить Вече за месяц до предполагаемого отъезда и в течение полугода вывезти с участка все насаждения, которые считает нужным. То есть даже проще, чем выписка из домовой книги в городском жилищно-коммунальном управлении, справок, объяснительных и договоров не требуют.

Мы меняемся только в лучшую сторону

«Мы приехали на Звон-Гору в 2014 году, — рассказывает одна из жительниц родового поселения Екатерина Саломахина. —  Я прочитала книги Мегре (известный в определенных кругах писатель, духовный деятель прим. авт.), через полгода приехала сюда на праздник Купалья и нашей семье здесь очень понравилось. Когда нас принимали, мы были 13-ой семьей в поселении, а сейчас на Звон-Горе уже 14 поместий. Ждем выделения земель под расширение».

Сейчас Екатерина и ее муж строят дом в своем поместье, когда они впервые приехали на Звон-Гору из Минска, Екатерина была в декретном отпуске, а супруг работал монтажником.

«В семье с тех пор все меняется в лучшую сторону, каждый из нас развивается, причем быстрее и в неожиданных направлениях. В городе долго быть не хочется, — говорит Екатерина. — Здесь все по-другому. Свежий воздух, купание в пруду, походы в лес, на реку, с палатками. Жизнь насыщенная, за один день успеваешь как за три в городе, время ощущается иначе. Кроме того, наше поселение очень дружное, мы много времени посвящаем совместным занятиям — готовим творческие номера. В этом году, кстати, мы заняли первое место на «Славянском базаре» в конкурсе народного танца.  Тренируем команду по волейболу и лапте на ежегодное межпоселенческое мероприятие «Горские игры»,  отмечаем вместе праздники».

Кроме того, жители поселения выращивают экологически чистые продукты и саженцы растений, заготавливают лекарственные травы, ферментируют чаи,  готовят домашние квасы,  хлеба, пастилу, занимаются колодным пчеловодством, возрождают народные традиции и ремесла. В июле мужчины «Звон-Горы» залили фундамент будущего клуба-терема. В общем, скучать некогда.

Родовые поместья в правовой плоскости

Жители поселений такого типа направили в правительство Беларуси письмо с предложением разработки концепции закона о родовых поместьях.

По сообщению БЕЛТА со ссылкой на заместителя премьер-министра Михаила Русого, законопроект уже находится в высокой степени готовности, создана рабочая группа, которая рассматривает этот вопрос. В правительстве согласились, что государственная поддержка подобных проектов поможет возродить деревню. Основной смысл будущего документа заключается в следующем: земля выделяется семье для жизни на ней и ее обработки, она переходит детям и внукам по наследству, но продать ее будет нельзя.

По данным, которые приводит агентство, сейчас в Беларуси есть более 570 человек, которые считают себя владельцами подобных родовых поместий. Особенно много таких граждан в Воложинском и Витебском районах. В Смоленской области по данным портала poselenia.ru действуют или находятся в стадии строительства 14 родовых поселений, в Брянской области – два.

Фото: альбомы группы «Звон-Гора» 

Просмотров: 928

# # # # #