В Витебском костеле Святого Антония Падуанского ломают стереотипы

20 Сен , 2017  

Это место сильно отличается убранством от привычных молельных домов. Вместо канонических изображений в росписи церкви используют современные мотивы, а в самой инфраструктуре здания прибегают к не менее современным решениям.

Образы мировых лидеров помогли раскрыть тему равенства всех перед Богом

После публикаций в прессе по поводу новой фрески с персонажами, похожими на Путина, Обаму и Далай-ламу Витебский костёл Святого Антония Падуанского привлек к себе очень много внимания. Оказалось, что растиражированное в СМИ изображение — не единственная экстраординарная особенность церкви. Например, это первый в Беларуси костел, где для удобства передвижения людей с ограниченными возможностями или колясок с детьми установлен лифт, хотя этажей в здании всего два.

Костёл находится в начале улицы Гагарина. Раньше здесь располагался дом культуры общества глухонемых, здание было в запущенном состоянии и его реконструировали. Церковь была освящена только в этом июне главой Витебской католической епархии, хотя зарегистрирован приход был еще в 2001 году.

 

В новом костёле все изображения оригинальны, но особенно привлека внимание картина, где Иисусу, которого держит на руках Дева Мария, поклоняются люди, похожие на Владимира Путина, Барака Обаму и Далай-ламу, бедно одетая женщина, человек в военной форме. Все это происходит на фоне стоящего за дверью трактора «Беларусь».

Автор росписей художник Владимир Кондрусевич живёт в Минске. В столице он окончил академию искусств, проходил стажировки в Италии и Германии. Он оформил семь католических храмов. Так, его кисти принадлежат изображения Франциска Скорины и Евфросинии Полоцкой в Россонском костёле.

Комментируя ажиотаж по поводу необычных росписей, художник подчеркнул, что именно персонажи, похожие на известных лидеров, позволили ему раскрыть тему равенства всех перед Богом.

«Почему в СМИ акцентируют внимание именно на изображении людей, похожих на политиков, мне не совсем понятно. У меня была возможность подчеркнуть связь религии и искусства с современной жизнью. Я изобразил то, что посчитал нужным. С ксёндзом, разумеется, всё обсуждалось», — рассказал Владимир Кондрусевич.

Чтобы помочь современному человеку найти свой путь к Богу, нужно говорить с ним на него языке.

Настоятель костёла ксёндз Вячеслав Барок также считает, что не стоит искать в получившейся картине какой-то политический аспект, он напоминает, что в основе лежит библейский сюжет про волхвов.

«Три изображения, которые так заинтересовали СМИ, символизируют, что представители всех рас человечества признают Иисуса сыном Божьим. Хурма, которую преподносит мужчина в стильном костюме (похожий на Владимира Путина — прим.ред.), символизирует дары мудрецов. Кстати, именно хурма была первым запретным плодом, который попробовали Адам и Ева в Эдемском саду. Поэтому главное не зацикливаться на том, кто именно изображён. Нужно задуматься о том, что будет с вами: либо благодать,  либо наказание получите», — рассказывает Вячеслав Барок.

 

Роспись с образами политиков — не единственная, выбивающаяся из канонического стиля фреска в костёле. Так, например, здесь есть изображение сидящего у забора стройки святого Антония, который укрывает плащом маленького Иисуса. Одна женщина стоит перед ними на коленях, а остальные люди проходят мимо, не замечая происходящего. Кто-то разговаривает по мобильному, кто-то едет на велосипеде. На бетонном заборе висит табличка с«Паспортом объекта». Ксёндз объяснил, что таким образом изображено планируемое восстановление костёла Святого Антония напротив  ратуши, который чудом сохранился во время Второй мировой, но был разрушен в богоборческие времена — в начале 1960-х.

В алтарной части костела фреска не менее удивительна. Здесь изображены как библейские персонажи, так и современные люди: солдаты, бизнесмены в деловых костюмах. В то время как дельцы пугаются явления Иисуса и убегают, девушка восторженно смотрит на него. Ангелы играют вовсе не на библейских музыкальных инструментах, а на гитаре, скрипке, саксофоне и барабане. «Во время второго пришествия все предстанут перед высшим судом, независимо от должности, богатства. Кто-то не поймёт важность момента и попытается бежать. А другие, как эта девушка, задумаются и в покаянии придут к вере», — рассуждает ксёндз.

О своем отношении к каноническим традициям изображений и отражении христианской концепции священнослужитель говорит так: «На росписях — библейские сюжеты. Здесь заложен смысл борьбы между добром и злом, то, что Христос несёт свет. Мир меняется и время требует того, что доносить слово Божье необходимо в такой форме, которая будет понятна современному человеку. Так ему будет проще найти свой путь к Богу», — рассуждает ксёндз.

Еще одна интересная серия изображений — 14 остановок Христа, несущего крест. Они выполнены с использованием необычной техники. Художник Владимир Кондрусевич нанёс изображение на ржавом металле золотом.

«Таким образом, в «споре» между ржавым и благородным металлами подчёркивается вся трагичность крестного пути Спасителя», — объяснил Вячеслав Барок.

Текст: Александр Пукшанский

Фото: Виктор Николаев


Просмотров: 457

# # # # # # #